- СКАЗКИ
-
En.: Tales
1. Слушая детскую сказку, дети и взрослые переносятся в мир воображения. При сознательном или бессознательном соучастии пациента это может стать началом подлинной гипнотической индукции (см. истории). «Терапевтические достоинства волшебной сказки объясняются тем, что пациент находит решения собственных проблем, погружаясь- в сказочное повествование о себе и своих внутренних конфликтах в данный момент своей жизни» (Bettelheim, 1976).
2. Гипнотическая индукция возникает тем вернее, чем полнее речь рассказчика воспроизводит структуру гипнотического транса и использует определенные формулировки. Рассказанная определенным образом сказка может быть использована для вызывания сна или для передачи метафорических сообщений. Однажды, когда непосредственная работа с совсем маленькой девочкой, страдавшей серьезными двигательными нарушениями, полученными вследствие неудачной прививки, оказалась невозможной, мы записали аудиокассету (см. запись), в которой по-своему рассказали историю Спящей Красавицы (Godin, 1989c). У нас нет сведений именно об этом ребенке, но нам известно, что по крайней мере одна девушка с подобным же заболеванием смогла изменить свою жизнь благодаря такой кассете.
Используя знания о гипнозе, сказки можно выбирать и приспосабливать в зависимости от конкретных проблем: «Спящая красавица» - при работе с детьми, переживающими кризис, «Мальчик с пальчик» - с детьми брошенными, «Ослиная шкура» - если подразумеваются проблемы инцеста и т. д., как это с успехом уже делали многие наши друзья.
Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. — М.: Издательство Института психотерапии. Жан Годэн. 2003.